Социально-трудовая реабилитация.
Задачи трудового воспитания:
- устранение иждивенческих установок,
- выработка трудовых умений и навыков,
- оказание помощи в профессиональном самоопределении
- если возможно, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
Поставленные задачи осуществляются путем:
- привлечения воспитанников к выполнению части работ по хозяйственной деятельности интерната,
- овладения конкретными специализированными умениями и навыками на базе кружков, мастерских, подсобного хозяйства,
- прохождения ознакомительных экскурсий на производственные предприятия, фермерские хозяйства и т.д., возможно, с перспективой дальнейшего трудоустройства,
- проведения занятий, консультаций, встреч с представителями различных профессий в рамках профессионального ознакомления,
- взаимодействия с районной и городской администрациями, биржей труда с целью возможного трудоустройства воспитанников.
В интернате имеется швейная мастерская с необходимым исправным оборудованием (7 швейных машин), проживающие работают по договору, желающие могут свободно посещать занятия. Гособеспечиваемые работают по 2 часа, занимаются ремонтом белья, личных вещей, выполняют пошив рабочих рукавиц, фартуков, колпаков, косынок, штор, скатертей, костюмов для выступлений, изготовлением поделок и т.п.
Трудовые группы гособеспечиваемых сформированы с учетом социальной совместимости и бесконфликтного взаимодействия психических больных в процессе труда. Контроль за рабочей группой осуществляется воспитателями и инструктором по трудотерапии. По рекомендации врача инструктор по трудотерапии делает подбор работы, доступной для выполнения проживающими.
Основные виды работ:
Работа в швейной мастерской (обучение основным профессиональным навыкам: ремонт одежды и белья, работа на стационарной швейной машинке),
Работа по уборке территории (обучение основным профессиональным навыкам по профессии уборщик территории: зимнее время – уборка снега, посыпание дорожек песком; теплое время года – уборка мусора, очистка дорожек и т.п.),
Работа по озеленению территории, садово-парковые работы (обучение основным профессиональным навыкам по профессии озеленитель: посадка и уход за растениями),
Работа в бытовой комнате (обучение основным профессиональным навыкам по профессии кухонный рабочий: помывка посуды, мытье полов, чистка овощей и т.п.),
Работа в прачечной (обучение основным профессиональным навыкам по профессии: сортировка белья, загрузка стационарной машины, глажка),
Работа в бане и помывочных (обучение основным профессиональным навыкам по профессии банщик),
Работа на отделениях милосердия (обучение основным профессиональным навыкам по профессии санитар-уборщик),
Социально-бытовой труд (обучение приемам приготовления пищи, стирки, глажки, сервировки стола),
Работа по пошиву костюмов в творческой студии (приобщение к работе по раскрою и пошиву костюмов, глажка костюмов, работы по декорированию: подшив, декор стразами, аппликация).
Подбор групп психических больных, выполняющих совместную работу, с учетом психической совместимости ведется по рекомендации психолога и врача.
Работа по подбору групп психических больных осуществляется психологом совместно с медицинским персоналом с помощью тестирования, составления социограмм по результатам динамического обследования, проведения индивидуальных бесед с проживающими, участвующих в трудовых процессах. Для формирования рабочей группы используются данные социометрических исследований, учет психологической совместимости выявляется по результатам анализа группы тестов на групповое взаимодействие.
Профессиональная ориентация является одной из форм работы с мотивационной сферой проживающих на отделении реабилитации. Профориентация традиционно включает в себя анализ трех составляющих: «Хочу», «Могу», «Нужно». Для этого используется программа «Я и моя профессия», которую проводит психолог.
Цель курса:
-актуализация процесса профессионального самоопределения дееспособных граждан интерната, благодаря получению знаний о себе и о мире профессии;
-помощь в социальной и профессиональной адаптации.
Задачи курса:
-формирование позитивного взгляда на жизнь, повышение стрессоустойчивости;
-расширение границ самовосприятия;
-формирование адекватной самооценки.
Занятия проводятся на реабилитационном отделении 2 раза в неделю.
В филиале интерната по профориентации проводится большое количество бесед на темы: «Профессии строителей», «Профессии тканей и ниток», «Профессии органов правопорядка и безопасности» (с привлечение участкового), «Профессии транспорта», «Профессии охраны здоровья и медицины» и др.
Заключительным этапом является игра-викторина «Путешествие в страну профессий». Библиотекари интерната проводят чтения художественной литературы о профессиях.
Формирование трудовых навыков включает в себя обучение различным видам трудовой деятельности: швейное дело, столярное дело, работа на приусадебном участке, творческая деятельность и ремесла (вязание, выжигание, батик, вышивка, аппликация).
Администрация интерната ведет работу по взаимодействию со структурными подразделениями администрации г. Волхова, Центром занятости, предприятиями и организациями в целях информирования инвалидов о возможностях получения работы.
Ведется работа по проекту «Чистый город», организуются поездки в сельскохозяйственную общину «Дарья».
Трудовая реабилитация в филиале интерната осуществляется под контролем инструктора по трудотерапии.
В филиале создана бригада из 12 человек, которые оформлены на должности уборшиков территории, а так же привлекаются все желающие оказать помощь.
Силами проживающих выполняются значительные работы по благоустройству территории.
В зимнее время: уборка снега, уход за комнатными цветами, планирование по декоративному оформлению территории, беседы по цветоводству, овощеводству.
Весной: побелка деревьев и бордюров, покраска скамеек, уборка мусора, выращивание рассады, оформление клумб, перекопка почвы.
Летом: уход за газонами, прополка, полив, подкормка растений, скашивание травы.
Осенью: сбор овощей, сбор семян, пересадка многолетних цветов, перекопка клумб, уборка листвы в компостные кучи, пересадка комнатных растений.
На кружковых занятиях проживающие занимаются объемным моделированием, вышивают гладью и крестиком, лентами.
Ежегодно филиал интерната участвует в конкурсе «День села» в трех номинациях: оригинальное составление букета, рукоделие, объемная композиция из выращенных овощей. Ежегодно занимаем 1 место в конкурсе среди организаций МО «Кисельнинское сельское поселение» на лучшее оформление территории.
Воспитателями интерната проводятся циклы занятий по трем направлениям: хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, самообслуживание.
Использовались следующие формы работы: беседа, беседа-практикум, игра, экскурсия. Целью проведения таких занятий является формирование у воспитанников устойчивых трудовых навыков необходимых в дальнейшей жизни.
Задачи цикла «Труд в природе»: Формирование представления о жизни растительного и животного мира; воспитание любви к природе, стремления заботиться о растениях и животных; развитие интереса к природе.
Некоторые темы занятий: «Забота о комнатных растениях», «Выращивание рассады в домашних условиях», «Прополка и поливка растений», «Уход за питомцами» и др.
Задачи цикла «Хозяйственно-бытовой труд»: Формирование привычки поддерживать чистоту и порядок в комнате; воспитание трудолюбия, желания трудиться на общую пользу; развитие добросовестного отношения к обязанностям дежурного.
Некоторые темы занятий: «Моя комната – мое лицо», «Окна и уход за ними», «Чистка ковров и паласов», «Виды электроприборов. Уход за ними».
Задачи цикла «Самообслуживание»: формирование навыков самообслуживания, привычки к чистоте и порядку; воспитание самостоятельности следить за своим внешним видом; развитие познавательных интересов.
Некоторые темы занятий: «Личная гигиена воспитанников», «Каждой вещи свое место», «Уход за одеждой и обувью», «Глажка личных вещей».