Социально-трудовая реабилитация.

Задачи трудового воспитания:

- устранение иждивенческих установок,

- выработка трудовых умений и навыков,

- оказание помощи в профессиональном самоопределении

- если возможно, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

Поставленные задачи осуществляются путем:

- привлечения воспитанников к выполнению части работ по хозяйственной деятельности интерната,

- овладения конкретными специализированными умениями и навыками на базе кружков, мастерских, подсобного хозяйства,

- прохождения ознакомительных экскурсий на производственные предприятия, фермерские хозяйства и т.д., возможно, с перспективой дальнейшего трудоустройства,

- проведения занятий, консультаций, встреч с представителями различных профессий в рамках профессионального ознакомления,

- взаимодействия с районной и городской администрациями, биржей труда с целью возможного трудоустройства воспитанников.

В интернате имеется швейная мастерская с необходимым исправным оборудованием (7 швейных машин), проживающие работают по договору, желающие могут  свободно посещать занятия. Гособеспечиваемые работают по 2 часа, занимаются ремонтом белья, личных вещей, выполняют пошив рабочих рукавиц, фартуков, колпаков, косынок, штор, скатертей, костюмов для выступлений, изготовлением поделок и т.п.

Трудовые группы гособеспечиваемых сформированы с учетом социальной совместимости и бесконфликтного взаимодействия психических больных в процессе труда. Контроль за рабочей группой осуществляется воспитателями и инструктором по трудотерапии. По рекомендации врача инструктор по трудотерапии делает подбор работы, доступной для выполнения проживающими.

Основные виды работ:

Работа в швейной мастерской (обучение основным профессиональным навыкам: ремонт одежды и белья, работа на стационарной швейной машинке),

Работа по уборке территории (обучение основным профессиональным навыкам по профессии уборщик территории: зимнее время – уборка снега, посыпание дорожек песком; теплое время года – уборка мусора, очистка дорожек и т.п.),

Работа по озеленению территории, садово-парковые работы (обучение основным профессиональным навыкам по профессии озеленитель: посадка и уход за растениями),

Работа в бытовой комнате (обучение основным профессиональным навыкам по профессии кухонный рабочий: помывка посуды, мытье полов, чистка овощей и т.п.),

Работа в прачечной (обучение основным профессиональным навыкам по профессии: сортировка белья, загрузка стационарной машины, глажка),

Работа в бане и помывочных (обучение основным профессиональным навыкам по профессии банщик),

Работа на отделениях милосердия (обучение основным профессиональным навыкам по профессии санитар-уборщик),

Социально-бытовой труд (обучение приемам приготовления пищи, стирки, глажки, сервировки стола),

Работа по пошиву костюмов в творческой студии (приобщение к работе по раскрою и пошиву костюмов, глажка костюмов, работы по декорированию: подшив, декор стразами, аппликация).

Подбор групп психических больных, выполняющих совместную работу, с учетом психической совместимости ведется по рекомендации психолога и  врача.

Работа по подбору групп психических больных осуществляется психологом совместно с медицинским персоналом с помощью тестирования, составления социограмм по результатам динамического обследования, проведения индивидуальных бесед с проживающими, участвующих в трудовых процессах. Для формирования рабочей группы используются данные социометрических исследований, учет психологической совместимости выявляется по результатам анализа группы тестов на групповое взаимодействие.

Профессиональная ориентация является одной из форм работы с мотивационной сферой проживающих на отделении реабилитации. Профориентация традиционно включает в себя анализ трех составляющих: «Хочу», «Могу», «Нужно». Для этого используется программа «Я и моя профессия», которую проводит психолог.

Цель курса:

-актуализация процесса профессионального самоопределения дееспособных граждан интерната, благодаря получению знаний о себе и о мире профессии;

-помощь в социальной и профессиональной адаптации.

Задачи курса:

-формирование позитивного взгляда на жизнь, повышение стрессоустойчивости;

-расширение границ самовосприятия;

-формирование адекватной самооценки.

Занятия проводятся на реабилитационном отделении 2 раза в неделю.

В филиале интерната по профориентации проводится большое количество бесед на темы: «Профессии строителей», «Профессии тканей и ниток», «Профессии органов правопорядка и безопасности» (с привлечение участкового), «Профессии транспорта», «Профессии охраны здоровья и медицины» и др.

Заключительным этапом является игра-викторина «Путешествие в страну профессий». Библиотекари интерната проводят чтения художественной литературы о профессиях.

Формирование трудовых навыков включает в себя обучение различным видам трудовой деятельности: швейное дело, столярное дело, работа на приусадебном участке, творческая деятельность и ремесла (вязание, выжигание, батик, вышивка, аппликация).

Администрация интерната ведет работу по взаимодействию со структурными подразделениями администрации г. Волхова, Центром занятости, предприятиями и организациями в целях информирования инвалидов о возможностях получения работы.

Ведется работа по проекту «Чистый город», организуются  поездки в сельскохозяйственную общину «Дарья».

Трудовая реабилитация в филиале интерната осуществляется под контролем инструктора по трудотерапии.

В филиале создана бригада из 12 человек, которые оформлены на должности уборшиков территории, а так же привлекаются все желающие оказать помощь.

Силами проживающих выполняются значительные работы по благоустройству территории.

В зимнее время: уборка снега, уход за комнатными цветами, планирование по декоративному оформлению территории, беседы по цветоводству, овощеводству.

Весной: побелка деревьев и бордюров, покраска скамеек, уборка мусора, выращивание рассады, оформление клумб, перекопка почвы.

Летом: уход за газонами, прополка, полив, подкормка растений, скашивание травы.

Осенью: сбор овощей, сбор семян, пересадка многолетних цветов, перекопка клумб, уборка листвы в компостные кучи, пересадка комнатных растений.

На кружковых занятиях проживающие занимаются объемным моделированием, вышивают гладью и крестиком, лентами.

Ежегодно филиал интерната участвует в конкурсе «День села» в трех номинациях: оригинальное составление букета, рукоделие, объемная композиция из выращенных овощей. Ежегодно занимаем 1 место в конкурсе среди организаций МО «Кисельнинское сельское поселение» на лучшее оформление территории.

Воспитателями интерната проводятся циклы занятий по трем направлениям: хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, самообслуживание.

Использовались следующие формы работы: беседа, беседа-практикум, игра, экскурсия. Целью проведения таких занятий является формирование у воспитанников устойчивых трудовых навыков необходимых в дальнейшей жизни.

Задачи цикла «Труд в природе»: Формирование представления о жизни растительного и животного мира; воспитание любви к природе, стремления заботиться о растениях и животных; развитие интереса к природе.

Некоторые темы занятий: «Забота о комнатных растениях», «Выращивание рассады в домашних условиях», «Прополка и поливка растений», «Уход за питомцами» и др.

Задачи цикла «Хозяйственно-бытовой труд»: Формирование привычки поддерживать чистоту и порядок в комнате; воспитание трудолюбия, желания трудиться на общую пользу; развитие добросовестного отношения к обязанностям дежурного.

Некоторые темы занятий: «Моя комната – мое лицо», «Окна и уход за ними», «Чистка ковров и паласов», «Виды электроприборов. Уход за ними».

Задачи цикла «Самообслуживание»: формирование навыков самообслуживания, привычки к чистоте и порядку; воспитание самостоятельности следить за своим внешним видом; развитие познавательных интересов.

Некоторые темы занятий: «Личная гигиена воспитанников», «Каждой вещи свое место», «Уход за одеждой и обувью», «Глажка личных вещей».

© 2019 ЛОГКУ «Волховский психоневрологический интернат»